Традиционные биполярные транзисторы с изолированным затвором (IGBT) исторически страдали от значительных коммутационных потерь. Для эффективной работы такие IGBT требовали внешних диодов обратного хода (freewheeling diodes, FRD), например, кремниевых диодов с быстрым восстановлением (Si FRD), как показано на рисунке 1. Однако с появлением гибридных IGBT, в которых интегрированы карбид-кремниевые (SiC) диоды Шоттки (SBD), эта проблема была успешно решена.
Растущий спрос на высокоэффективные силовые полупроводниковые приборы
Стремительная миниатюризация электронных устройств, их функциональное усложнение и повышенные требования к энергоэффективности обуславливают растущий спрос на высокоэффективные силовые полупроводники. IGBT широко используются в электронной промышленности, однако гибридные IGBT обеспечивают более высокую надёжность и подходят для требовательных промышленных и автомобильных применений, таких как:
- бортовые зарядные устройства (OBC) для электромобилей,
- инверторы солнечных электростанций (кондиционеры мощности),
- источники бесперебойного питания (UPS),
- инверторы кондиционеров,
- электрические компрессоры, преобразователи постоянного тока (DC/DC) для электрических и гибридных транспортных средств (xEV).
Гибридные IGBT отвечают ключевым требованиям этих приложений: низкие коммутационные потери, низкое напряжение насыщения коллектор-эмиттер (VCE(sat)), высокая эффективность преобразования мощности и конкурентоспособная стоимость. В частности, в бортовых зарядных устройствах они обеспечивают КПД свыше 97% и сохраняют стабильность в широком диапазоне рабочих частот. При частоте коммутации 100 кГц эффективность гибридных IGBT на 3% выше, чем у традиционных IGBT, что снижает общее энергопотребление и стоимость систем.
Как показано на рис. 3, традиционный IGBT с Si FRD демонстрирует КПД всего 94% при 100 кГц. Хотя SJ MOSFET и гибридные IGBT имеют сопоставимую эффективность, последние превосходят SJ MOSFET по стабильности при высоких частотах коммутации.
Преимущества интеграции SiC SBD с IGBT
Преимущества гибридных IGBT в промышленных и автомобильных приложениях
Интеграция SiC SBD позволяет сократить энергию включения (Eon) и энергию обратного восстановления диода (Erec) до 50%. Например, у традиционного IGBT RGW00TS65D значение Eon составляет 1,11 мДж, тогда как у гибридного IGBT — всего 0,57 мДж. Это снижает потери при коммутации и делает решение пригодным для высокотоковых и высоковольтных применений.
(Примечание: Eon включает в себя энергию обратного восстановления диода Erec.)
Снижение Eon и Erec напрямую уменьшает общие коммутационные потери — с 2,7 мДж до 1,4 мДж, что эквивалентно снижению на 47%. Это обеспечивает рост коммутационной эффективности на 3,2%, делая серию RGWxx65C пригодной для жёстких условий коммутации (hard switching).
Как показано на рис. 10, гибридные IGBT демонстрируют сниженное напряжение насыщения коллектор-эмиттер. При токе IC = 60 А и температуре перехода Tj = 175°C значение VCE(sat) для RGW00TS65C составляет 1,85 В, что на 0,05 В ниже, чем у аналога от конкурента D. При Tj = 25°C VCE(sat) = 1,5 В, что на 0,15 В ниже, чем у традиционных IGBT. Благодаря применению технологии тонких пластин и поля остановки (field stop), достигает оптимального баланса между VCE(sat) и коммутационными потерями, что способствует снижению общих потерь, повышению КПД и уменьшению температуры кристалла.
Выбросы напряжения у гибридных IGBT значительно ограничены. Пиковое напряжение Vpeak снижено с 519 В (у традиционных IGBT) до 478 В (рис. 11).
На высоких частотах коммутации гибридные IGBT демонстрируют исключительную эффективность, уступая только решениям на основе SiC MOSFET и превосходя SJ MOSFET. Высокая скорость переключения SiC SBD напрямую снижает коммутационные потери.